Все внимательные читатели Торы обращают внимание на то, (Берешит 11:
– что Авраам подавал ангелам масло, молоко и мясо.
Этот список на первый взгляд плохо дружит с запретом смешения мясного и молочного.
Но из него вытекает целый фейерверк хидушим. Итак, в путь.
Простое объяснение – что он подавал их по очереди, сначала молочное, а потом мясное, что снимает проблему.
Любавичский ребе дает следующее красивое объяснение.
Разные люди имеют разные вкусовые предпочтения. Поэтому, Авраам поставил на стол и мясо и молоко, чтобы и вегетарианцы могли получить удовольствие от трапезы. Т.е. он хотел дать им возможность выбрать наиболее желанное.
С другой стороны, он поставил на стол «три телячьих языка с горчицей» (источник - мидраш), чтобы (если все едят мясо) – каждый гость получил отдельную порцию самого изысканного кушанья.
Т.е. он подготовился ко всем вариантам, чтобы выполнить мицву гостеприимства самым наилучшим образом.
= - = - =
После этого разбора мы с моим учеником одновременно подумали о другом ходе разворачивания сюжета. Мы перешли от пшата (буквального понимания) к соду (мистическому уровню).
Молоко и мясо – это хесед и гвура (белое и красное).
Если мы учтем, что три гостя были тремя ангелами – представляющими хесед, гвуру и тиферет – то пища каждому была не только, согласно его вкусам (как говорит пшатный комментарий), но и согласно природе ангелов.
Каждый ангел «получил» пищу ему соответствующую.
= - = - =
Перед тем, как мы отправимся разбираться дальше – подчеркну гениальность Торы. Ведь мы из прямого текста Торы не узнаем, понимал ли Авраам, когда кормил путников, кто это - люди или ангелы? Тора сознательно об этом умалчивает. Разные комментаторы развивают одну из двух линий. Т.е. Тора дала нам возможность выучить и земную мудрость (про гостеприимство), и мистические уровни (из мира сфирот).
В результате - умолчав момент того, что знал Авраам – Тора оставляет нам место для нескольких содержательных сюжетов.
В этом суть Торы – умышленное умолчание – дает свободу многообразию.
Благодаря этому, относительно небольшой текст Торы вмещает в себя столь много идей и источник этого не иссякает.
= - = - =
Важно только, чтобы те, кто развивают эти линии – уверенно разбирались в принципах выведения мудрости Торы. Потому что для человека неискушенного – подобная «открытость» текста – представляет опасность. Не любой человек может начать трактовать сюжеты Торы по своему разумению.
Начинающему (уровень пользователя) необходимо выдавать более однозначные – готовые материалы. Но постепенно, демонстрируя принципы «устройства мудрости», мы приучаем учеников к тому, что Тора сама приглашает нас к ее глубинному осмыслению.
Итак, Тора как компьютерные дисциплины, делит тех, кто с ней работает – на пользователей и «системщиков». Первые – пользуются готовыми материалами, вторые – имеют доступ к развитию новых идей, но вписывающихся в общие принципы понимания Торы.
= - = - =
Кстати, здесь «работает» идея слова познание – даат, которое одновременно обозначает и «интимное сближение». Большее познание – обозначает приближение к объекту познания, в нашем случае – к Торе. А т.к. Тора - средство нашей связи с ее Автором – Вс-вышним, то познавая Тору, мы совершаем один из видов двекута (прилепления) ко Вс-вышнему. Так понимает двекут – литовское направление иудаизма, которое фокусируется на интеллектуальном изучении Торы.
= - = - =
И, наконец, еще одна мудрость – пшатные и глубинные комментарии помогают друг другу.
Ребе предложил рассмотреть (на вполне пшатном уровне) объяснение действий Авраама – что каждый путник (как человек обладающий своими вкусовыми предпочтениями) мог получить свой вид пищи.
Далее, человек – обладающий творческим началом – может стартовать от пшатного комментария вглубь мистических уровней. И тогда каждый вид (человеческой) пищи – становится сутью кабалистических сфирот.
Кстати, такое сотрудничество - классическая иллюстрация книги «Гур Арье» в которой великий каббалист Маhараль строил свои мистические комментарии на базе пшатных комментариев Раши.
= - = - =
А теперь посмотрим, что «стол Авраама нам готовит»?!
Здесь мы увидим еще один методический прием – один из путей построения хидушим.
Сначала мы находим частичное, но очень явное соответствие.
В нашем случае это «широко известное в узких кабалистических кругах» соответствие «молоко и мясо» – «хесед и гвура».
Это дает нам уверенность в том, что эти понятия - связанные.
Но Тора оставляет нам «остаток» - часть схемы, которая не склеивается очевидным (знакомым нам) способом, но склеивается «за компанию».
В математике это называется метод индукции – распростртанение найденной закономерности (2 пары) на новый элемент (третья пара)
В нашем случае – это тиферет, которому на столе Авраама «досталось» сливочное масло.
ОСТАТКИ – СЛАДКИ.
Кстати, эта фраза «остатки сладки» (в свете двоякости природы идей из Торы) тоже может быть здесь понята двояко.
1. По пшату – третьему архангелу Михаэлю – досталось масло.
2. В методическом смысле – человеку творческому – из «остатков» мы строим новые хидушим!!!!!! «Остатки» - это ключ к раскрытию новых измерений и идей в Торе.
Т.е. наша задача – сначала увидеть в сюжете Торы частичное, но очень четкое и логичное и известное нам взаимное соответствие двух наборов понятий (в нашем случае: продукты на столе Авраама – ангелы - сфирот). Дальше – нам достается для осмысления и обработки часть, которую Вс-вышний ОСТАВЛЯЕТ НАМ для наших хидушим (открытий).
Т.е. «остатки» – это то, что оставляет нам Вс-вышний.
(кстати, по подобному принципу строился известный анекдот: «говорят у вас в стране люди не доедают. А можно, все что они не доедают – прислать к нам»).
Чтобы уж совсем Вас ошеломить, уважаемый читатель – мы и этот анекдот интерпретируем. «У Вас в стране» - означает в высших мирах, там где мудрость «созидается». «Прислать нам» - в наш мир, чтобы мы ее трансформировали в нами открытое знание.
Ну и нам осталось теперь склеить этот анекдот с нашей историей про Авраама!!!
Кто такие путники? Это ангелы – из того самого высшего мира, на который нам намекает анекдот. Все спрашивают, как можно кормить ангелов, они же не люди? Вот так и можно, отвечает наш текст, все, что они, т.е. ангелы «не доели» - прислали к нам – для того, чтобы мы из «остатков пира ангелов» создали новую грань мудрости.
Итак, молоко и мясо – как очевидные хесед и гвура – достаются ангелам хеседа и гвуры – Рафаэлю (лечащему) и Гавриэлю (судящему).
Кстати, все понимают, почему ангел хэсэда – это ангел-врач?
Ведь врач лечит человека – не вникая в его духовный мир, т.е. он не судит человека и не объясняет ему, почему его болезнь была следствием его ошибок. Он – чистый хесед (в нашем мире он конечно лечит за деньги, т.е. для него самого он не чистый хесед, но имеется в виду – хесед - для больного). И в современном светском мире – человечество из-за медицины застряло на уровне хеседа.
Кстати, мы сейчас с учениками начали изучать Талмуд – трактат «Таанит» - где проблемы воспринимаются как повод для суда и лечением является тшува и пост. Это – уже переход к гвуре и далее.
Вернемся к ангелам и «остаткам».
В результате третьему ангелу – Михаэлю достается масло.
Что мы интересного можем из нее выучить?
1. Тиферет – гармония по своей сути ближе к хеседу, правая рука всегда сильнее левой.
2. Отсюда же, человек не должен чрезмерно увлекаться гвурой, чрезмерно судить и осуждать себя и ближних. Избыток критики – один из тягчайших грехов праведиков – утверждает рав Кук. Увлекаясь слежением за порядком, они меньше уделяют внимание творческому началу. А чрезмерная критика приводит к внутреннему гневу, который выливается в болезни.
3. Переход от гвуры к тиферету – очень нетривиальный. Поэтому, Тора представляет его в виде самого парадоксального сюжета – Яков обманывающий своего папу, (линк) тиферет – уходящий от чрезмерной гвуры (она же – Эсав, от которого Яков тоже уходит – к Лавану – белому!!!!)
4. Итак, мы заодно пролили свет (и масло) на секрет странствий Якова – от Эсава к Лавану.
5. Раз мы уже добрались до Лавана – попробуем понять, что Яков «забыл» у Лавана?
6. Ответ нам станет вполне понятным. Яков – сын Ицхака, Тиферет – выходит из гвуры, которая ему по сути не очень близка. Ему для гармонии – нужна поддержка «белых сил – из команды Лавана». Что Яков берет в доме Лавана? Конечно же – дочерей Лавана – Рахель и Лею. Они добавляют ему «бело-лавановых» недостающих (к отцовской гвуре) качеств. Возможно, эти белые качества сохранялись в семье до прихода Якова – от линии Терах-Нахор (брат Авраама).
7. Меня конечно же «подмывает» притянуть сюда и Милку – жену Нахора. Имя «Милка» уж очень напоминает слово «молоко» - но на английском языке. Но на этом я совсем не буду настаивать. Такие лингвистические украшения из других языков – симпатичны, но не столь серьезны, чтобы придавать им слишком большого значения. Так – курьез... Идя за истиной, нужно следить и за своим потоком сознания – разделяя разные уровни его серьезности.
Про курьезы – будет ниже.
8. Раз мы вспомнили линию Нахора – для полноты – не забудем и третьего брата - Харана – сгоревшего в печке. Его вклад тоже прослеживается, но еще более парадоксальным образом. Его сына – Лота, берет с собой Авраам. Далее Лот – после всех странствий и страданий (описанных в нашей главе) проводит ночь со своими дочерьми. После всех остальных страданий – линия Нахора-Лота – приводит нас к страдающей праведнице Рут. Ну а от нее «рукой подать» – до царя Давида.
В чем суть подвига Харана. Пойти в печку – это очевидное самопожертвование. Но – ло лишма (не ради Вс-вышнего, а из конъюнктуры – кто сильнее). В результате – самопожертвование – это та искра, которая потом вычленялась из конъюнктурной скорлупы многие поколения, пока не дошла до своего корня – Рут (по английски корень – курьез).
9. Кстати, Лот – тоже типичный конъюнктурщик. Его выбор места жительства – Сдом, классическое проявление конъюнктуры – он выбрал наиболее сытое место, прикрываясь идеей, что он хочет его исправить.
10. Конъюнктура – в результате отошла при разборке – Рут и Орпа. Когда обе принцессы вышли замуж за детей еврейского вождя – это было тоже конъюнктурное действие. Но дальше произошел момент истины. Когда «все умерли» - Наоми решила вернуться в Израиль. Обе вдовы сыновей (Рут и Орпа) сказали, что пойдут за Наоми. Далее, с помощью наводящих вопросов – Наоми – «рассортировала» женщин. Орпа – передумала и вернулась (заберя с собой конъюнктурный элемент). Рут – пошла за Наоми, сохранив в себе чистое самопожертвование (лишма). Таким образом – Рут – вычленила искру, которая ушла в галут аонъюнктуры – в их далеком предке – Харане.
11. Мы здесь увидим также связь между двумя видами масла – животного и растительного. Имя Михаэль – главного архангела, переводится, «Кто как Б-г». Масло (обычно растительное, в частности оливковое) – символизирует множество особенно духовных качеств (линк).
12. Это и то, что оно поднимается над водой (суетой), и то что оно с водой не смешивается (святое с будничным – в определенном смысле), и то что оно горит – масло - топливо для огня (масло переводит нас от воды к огню), а огонь дает и тепло и свет, и то что оно – смазка.
13. Кстати, у нас впереди праздник Ханука – хороший повод вспомнить о масле.
14. Интересно, что я не помню в Торе других упоминаний животного масла (сливочного). И единственное упоминание – направляет его прямо на архангела – сфиры «тиферет».
15. Так что, уважаемые друзья-читатели, всем приятного аппетита, пища со стола ангелов, поданная Авраамом – дошла и до нас. С чем нас и поздравляю!
Молоко = сочетание элементов крови и жиров.
При разделении – если молоко центрифугировать, то всплывает самая легкая часть – сливки из которой и получается масло.
Самая кровесодержащая часть – сыворотка, остается – когда из молока «добывают» творог (тоже белый).
Кстати, по мнению моего знакомого машгиаха – сыворотк самая некошерная часть, в смысле самая близкая к крови, т.е. гвуре. (кровь – мы из животного не едим).
Следовательно – в обратную сторону – самая возвышенная – это сливки-масло.
В качестве курьеза – масло – это сбитые сливки.
Очень напоминает оливковое масло (битые оливки)
Кстати, творог – белковый продукт. Белок – в русском языке – от слова – белый. Это из области курьезов (про курьезы - см.ниже).
= - = - = - = - =
Лингвистический курьез – когда в разных языках появляются похожие по смыслу слова – не столь курьезен как кажется.
Недавно я изучал с учениками кабалистическую книгу рава Гинзбурга про физиологию.
В главе про имунную систему он описывал в качестве примера болезнь – волчанку.
Рав Гинзбург пишет – название волчанка (в английском – lupus – волк на-латыни) – появилось потому что изучавший болезнь французский врач Pierre Louis Alphe Cazenave в 1851 году – дал болезни это название, объясняя это тем, нарывы которые возникают на коже во время болезни – напоминают укус волка.
При этом рав Гинзбург разбирает кабалистическую идею, что страхи, приводящие к болезни делятся на три группы, которые символически связаны с тремя животными – волком, львом и змеем.
И волчанка – классическое проявление болезни, идущей от страха волка.
Очень похоже на то, что врач назвавший болезнь опирался на совершенно внешние признаки. Но, пишет рав Гинзбург, что согласно духу каббалы и хасидизма, тот факт, что благодаря Б-жественному провидению (ашгаха пратит) название «волк» было присвоено этой болезни – является свидетельством связи внешних событий и глубинных процессов.
Кстати, совсем вопиющим лингвистическим совпадением является то, что страх льва – связан с эмоциями, связанными с сердцем. И рав Гинзбург подчеркивает – что слово сердце – на иврите «лев»!!!! Он, конечно, не знаком с русским языком – где эта связь совсем очевидна, но на идише «лейб» - лев, та же ситуация.
= - = - =
Пойдем вглубь. По законам кашрута – можно есть мясо сразу после молока, но нельзя есть молочное сразу после мясного.
Это означает, что когда мы действуем последовательно, мы должны сначала применять – хесед, а потом – гвуру.
Попробуем провести две параллели: пищевые и сфиротные.
Почему нельзя молоко сразу после мяса.
Влияние гвуры – надольше остается в человеке («зависая» на уровне подсознания).
Когда человек подвергается критике, у него возникают всевозможные страхи – в первую очередь страх критики и т.д.
Все непроработанные страхи – уходят в подсознание и их оттуда очень нелегко убрать (подобно долго перевариваемому мясу).
= - = - =
Последовательность хесед-гвура – правильный подход при воспитании.
Сначала человеку (в частности ребенку) говорят – какой ты хороший – используется хесед. Благодаря этому, человек должен активировать как можно более высокую самооценку.
И только после этого мы применяем гвуру – дисциплинируем.
= - = - =
Возникает вопрос? А где в схеме воспитания – тиферет? Где в нашей схеме – масло?
Это – очень глобальный и наиболее важный вопрос для человечества. Критиковать – все умеют. А найти правильный дальнейший ход – очень немногие.
Для начала – мы пойдем в противоположную сторону.
Все, что будет работать на исправление ситуации – и называется тиферет.
Поэтому, второе название этой сфиры – эмет – истина. Истинный метод – это работающий метод. (только истина и работает !!!!!!!!!!!!)
= - = - =
Интересно, что из трех Праотцов – Яков – первый работник (когда он работает на Лавана).
Авраам – получает средства от фараона (после истории с Сарой и болезнью фараона).
Ицхак – получал стократный (отсюда название «меа шеарим») урожай.
Яков работал на Лавана. Он пас овец (овца=Рахель).
= - = - =
Праотцы – получали жен из семьи Нахора и Милки.
Кто такая Ривка – жена Ицхака?
Корень слова Ривка имеет два с виду разных значения:
1. упряжка, которая объединяет несколько тягловых коров;
2. кормление теленка молоком коровы.
Интереснейший разбор этого слова оказывается в Талмуде .
Рассматривается следующая ситуация:
Красная корова – теряет свой статус если на ней кто-то работал.
Талмуд разбирает ситуацию: у обычной коровы рождается красный теленок.
Мама-корова тянет плуг, обрабатывая поле. Хозяин привязывает теленка к матери, пока мама работает на поле.
Главная цель привязывания – чтобы теленок мог пить молоко от коровы, пока та работает. Но... теленок может и убежать, поэтому его привязывают, чтобы он находился все время возле своей матери-коровы.
Возникает очень интересный талмудический вопрос: пока теленок идет возле мамы, привязанный в упряжке – он периодически тянет за веревку и помогает маме тянуть плуг. При этом у хозяина нет цели использовать труд теленка, но конструкция привязи такова, что теленок может в результате своих движений помогать матери, а следовательно работать. Суть вопроса: является ли эта ситуация – работой для теленка, если вся ситуация изначально делалась не для хозяина, а для блага теленка – чтобы ему было удобно кушать маму-корову.
Интересно, что в версии номер два – присутствует молоко коровы-матери.
И если следовать темам этой истории в Талмуде – то речь идет о взаимоотношении процесса работы и процесса кормления молоком (белый) по отношению к красной корове.
Ривка – еще одно значение – связывает вместе – кормить молоком того, кто с тобой в связке.
Теленок в связке – чтобы кормясь, не убежал – кстати, напоминает мясо теленка – которым кормили ангелов
В чем идея упряжки в имени Ривка – упряжка: Яков+Эсав – 2 ецера – в одной упряжке.
Они начали с того, что «скакали» вместе – в утробе матери Ривки.
Какие здесь ассоциации?
Яков кормит Эсава (красной похлебкой – чечевица похожа по форме на кровяные тельца), Яков – далеко от Эсава не убежал, а убежал – к брату Ривки – Лавану.
Очевидно, что в этих сюжетах взаимодействия сокрыты механизмы взаимодействия внутренних сил человека.
Так, животное начало (Эсав) получает энергию жизни (чечевичную похлебку) через духовное начало (Яков). (линк)
Яков формируется, работая на Лавана (белый – брат Ривки). Молоко сепарируется с помощью работы [Якова на Лавана] (работа бирурим – разделения) в результате чего появляется масло (тиферет). Также, Яков работает, чтобы (заработать) получить в жены дочерей Лавана – Рахель и Лею.
На первых этапах, пока Яков играл главную роль (до передачи главной активности детям) – Яков был в связи с Ривкой (упряжка и привязь) или взаимодействуя с Эсавом, или с Лаваном (братом Ривки) или обманывая отца, выполняя инструкции Ривки.
= - = - =
Наконец, какое еще свойство сливочного масла нам может дать важные идеи.
Если рассмотреть масло как часть бутерброда, то сливочное масло – склеивает части, одновременно разделяя их.
Это очень напоминает идею тиферета. Оно склеивает (создает баланс) вместе хесед и гвуру, одновременно разделяя их .
= - = - =
Кстати, эта идея пришла в голову моему 12-летнему сыну, которому я рассказал несколько фрагментов истории.
Это дает нам еще одну важную идею. Если мы можем приземлить кабалистические идеи в мир нашего опыта (т.к. наш мир – машаль мира духовного), то порождать новое знание сможет и ребенок.
Важно, чтобы произведенный им продукт прошел проверку взрослым. Т.е. устами младенца начинает говорить истина. Но роль взрослого – убедиться, что это именно истина, а не детское воображение.
Кстати, интересно, что когда дети включаются в такой процесс, обычно их идеи почти все – очень уместные. Т.е. их творческий аппарат включается и развивается всерьез.
= - = - =
Инитересно увидеть работу схемы хесед-гвура-тиферет в технике работы Ефима Свирского.
Первым делом Ефим включает хесед.
Он активирует ресурсное состояние. Он дает человеку вспомнить позитивное воспоминание (отдых, свадьбу, рождение ребенка, спасение от опасности и т.д.)
Далее, он связывает это воспоминание с чувством, что это Вс-вышний проявил себя. И пациент наполняется чувством присутствия Вс-вышнего.
Это есть действие хеседа. Оно дает пациенту позитивную установку.
После хеседа – сразу можно работать с гвурой.
Далее, Ефим начинает искать корень проблемы или блока. Эта процедура – типичная гвура, мы судим ситуацию, в смысле ищем ее причины.
Очень важно, что гвура идет вслед за хеседом.
Далее начинается самое главное - работа с блоком – это функция тиферета.
Работа с блоком – впускание Вс-вышнего в ситуацию – тиферет.
Здесь хорошо вспомнить работу-борьбу Якова с ангелом Эсава. (линк)
Что же такое тиферет? Это – и есть работа. В данном случае работа по трансформации найденного негатива – в позитив.
= - = - =
http://meirbruk.net/ru/component/content/article/54-cabala/620-tora-paradox