19/-При помощи всего того, что разъяснялось до сих пор, я устранил огромную претензию по поводу слов рава Хаима Виталя в Предисловии к книге «Врата предисловий» Ари и в Предисловии к книге «Древо жизни»:
«Однако пусть не говорит человек: «Пойду-ка займусь наукой Каббала», – пока не позанимается Торой, Мишной и Талмудом. Ибо уже сказали наши мудрецы: да не войдет человек в сад (пардэс), пока не наполнит чрево свое мясом и вином. Ведь это подобно душе без тела, для которой нет вознаграждения, деяния и расчета, пока не свяжется с телом, цельным и исправленным 613-ю заповедями Торы.
И наоборот, если занимается изучением Мишны и Вавилонского Талмуда и не отводит времени на изучение тайн Торы и ее скрытой части, то это подобно телу, сидящему во тьме без души человеческой – свечи Творца, светящей в нем. И тогда тело высыхает, не вдыхая от источника жизни.
Поэтому ученик мудреца, занимающийся Торой лишма, должен поначалу заниматься изучением Торы, Мишны и Талмуда, насколько сможет выдержать его разум, а затем займется познанием своего Творца путем изучения Каббалы. Как наказал царь Давид своему сыну Шломо: «Познай Творца, отца твоего и служи Ему»
(Писания, Диврей а-Йамим, 28:9). Но если этому человеку будет тяжело и трудно при изучении Талмуда, лучше ему отложить его, после того как попытал в нем счастье, и заняться Каббалой.
И об этом сказано: «Следовательно, ученик, который за 5 лет не увидел хорошего знака в своей учебе, уже не увидит его (трактат Хулин, стр.24). Однако каждый, кому легко дается изучение, обязан уделять изучению Галахи один или два часа в день и прилагать усилия в разрешении трудных вопросов, возникающих в простом понимании Галахи».
20И на первый взгляд, эти его слова очень странны,
поскольку он говорит, что, еще не преуспев в изучении открытой части, нужно идти заниматься Каббалой, что противоречит его же словам о том, что наука Каббала без открытой части Торы – как душа без тела, для которой нет деяния, расчета и вознаграждения. А довод, который он приводит об ученике, который не увидел хорошего знака, еще более странен. Ведь мудрецы порекомендовали отложить из-за этого изучение Торы лишь с целью предостеречь его, чтобы пересмотрел свой путь и попробовал заниматься у другого рава или по другому трактату, однако, разумеется, ни в коем случае не оставлять Торы, даже ее открытой части.
21. Также трудно понять как высказывания Хаима Виталя, так и Гмары, из которых следует, что человеку нужна некая подготовка и особое отличие, чтобы удостоиться мудрости Торы. Разве не написали мудрецы (Мидраш Раба, гл. «Вэ-зот а-браха»): «Сказал Творец народу Израиля: «
Жизнь ваша, вся мудрость и вся Тора – это простые вещи. Каждый, кто трепещет предо Мной и выполняет указания Торы – вся Тора и вся мудрость в сердце его». Получается, что не требуется никакого предварительного отличия, и лишь чудесной силой трепета перед Творцом и только выполнением заповедей удостаиваются всей мудрости Торы.
22Действительно, если мы обратим внимание на его слова, они станут для нас ясны как день. Ведь сказанное: «Лучше человеку отложить Талмуд, после того как попытал свое счастье в открытой части Торы», – подразумевает не счастье в остроте ума и знаниях, а то, что мы уже разъяснили выше, объясняя выражение: «Я создал злое начало и создал Тору, как приправу для его исправления». То есть, человек трудился и прилагал усилия в открытой Торе, однако злое начало все еще остается в силе и вовсе не смягчилось, поскольку он все еще не спасся от преступных размышлений, как сказал выше Раши в разъяснение слов: «Я создал Тору, как приправу для его исправления».
И потому Хаим Виталь советует человеку отложить Талмуд и заняться Каббалой, поскольку притянуть кроющийся в Торе свет легче занятиями и усилиями в Каббале, чем усилиями в открытой Торе. И причина тому весьма проста: мудрость открытой Торы облачена во внешние материальные одеяния, такие как законы о «краже», «грабительстве», «ущербе» и т.п.; и любому человеку поэтому очень трудно и тяжело во время занятий настроить разум и сердце на Творца, чтобы притянуть свет, заключенный в Торе.