Всех с наступающим праздником Ханука (Освящение) !!! Праздником человеческой воли, оказывающей влияние на реальность!
***
Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.
Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
(По материалам иудейских сайтов)
Благодарить и восхвалять
Ханука отличается от других праздников и суббот тем, что в эти дни нам не заповедано устраивать трапезы и веселиться. В эти дни наш долг - благодарить и восхвалять. Трапезы, которые мы традиционно устраиваем в Хануку - это наше право, но не обязанность. Обязаны же мы только прославлять Тв-рца и зажигать свечи в память о чуде с кувшинчиком масла.
Причина такого отличия Хануки от других праздников состоит в том, что остальные праздники установлены в память о спасении от опасности физического уничтожения (египетское рабство, события Пурима), соответственно и радость свою мы выражаем вполне материальной трапезой. Но в период ханукальных событий опасность возникла на духовном плане «Заставить их забыть Твою Тору...» (слова из молитвы), в соответствии с этим отмечаем мы избавление не на уровне физической радости тела, а зажиганием свечей.
Хлеб, вода, вино и масло
Приведённое объяснение приобретает на уровне каббалы более глубокое значение. Трапезу составляют хлеб, вода и вино. Три эти предмета олицетворяют уровни толкования Торы. Хлеб и вода жизненно необходимы человеку - это намёк на открытую часть Торы, которую еврей должен учить, чтобы знать как вести себя в этом мире. Вино не является чем-то жизненно необходимым, оно лишь добавляет радость и энергию - это намёк на тайны Торы, знание которых добавляет глубину и энергию в нашем служении Тв-рцу.
Но есть и четвёртый предмет - масло. И отличается масло от хлеба, воды и вина тем, что в пищу оно идёт только в сочетании с чем-то. Но зато вкус при этом заметно улучшается, да и удовольствие от еды получается неизмеримо большее.
Праздник масла
Вот это обстоятельство как раз и отличает Хануку от остальных праздников, когда мы обязаны устраивать трапезы с хлебом, едой и вином. Праздники связаны с более открытой частью Торы, и даже вино на наших столах символизирует не самые глубокие тайны Торы. Зато, Ханука, символом которой является масло, говорит о глубочайших тайнах («тайнах тайн») Торы.
И здесь возникает вопрос: ведь праздник Ханука установлен мудрецами в период, когда народ Израиля был на низком духовном уровне. Возможно ли, что именно этот праздник связан с «маслом» - глубочайшими тайнами - Торы?
Попробовать вкус избавления
Однако, таков порядок раскрытия тайн Торы: чем сильнее скрывается духовность в мире, тем более высокие уровни Торы проявляются в нашей жизни. Поэтому, в событиях Хануки, когда народ Израиля был под властью нечестивцев Селевкидов, возникла необходимость в раскрытии Света Торы более высокого уровня, её «масла» - самых глубоких тайн.
Всё это имеет самое непосредственное отношение к недельной главе «Микец». Фраза главы «... в конце дней» говорит нам и о времени окончания изгнания, когда духовная тьма сгущается и мы нуждаемся в тайнах Торы, чтобы выстоят перед лицом возникающих трудностей, чтобы ощутить приближающееся избавление.
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т.1, стр.195)