К сожалению, человеческая натура такова, что повторение молитв изо
дня в день имеет свойство сводить то, что должно было бы быть
повседневным глубоким переживанием всего лишь к простому и бездумному
чтению. И все же, даже поверхностное чтение каждодневных молитв ценно,
поскольку оно не лишено сознания о Всевышнем и чувства зависимости от
Него. Однако для того, чтобы наши молитвы впечатляли наши сердца и
разум, обязательно знание внутреннего смысла их содержания, хотя бы в
общих чертах. Поэтому основной целью данной и нижеследующих страничек
является определение перечня обязательных молитв и раскрытие их
глубокого содержания.
Утренние молитвы
Итак,
с чего начинается ваш день, как и день каждого человека вообще? Конечно
же с утреннего пробуждения. Именно к этому самому первому моменту
начала вашего нового дня и относится самые первые произносимые вами
слова: "Модэ (для девушек - Мода) Ани Лефанэха, Мэлэх Хай Векайам,
Шээхэзарта Би Нишмати Бэхэмла, Раба Эмунатэха" ("Благодарю Тебя, Царь
Живой и Вечный за то, что Ты по милости Своей возвратил мне душу мою;
велика Твоя верность" - перевод с библейского). Это выражение
благодарности и признательности Всевышнему за то обновление нашего тела и
сознания, которое принесли им сон и ночный отдых. Поэтому его
произносят сразу же после пробуждения, шепотом, сев на постели и слегка
наклонив голову вперед, положив обе ладони на сердце - правую на левую. Подробнее...
После
того, как встали, умылись, но до того, как начать завтракать -
произносят главную и самую первую из известных библейских молитв - "Шма
Йисраэль" ("Слушай Израиль" - перевод с библейского) (Дварим 6:4-9;
Дварим 11:13-21; Бемидбар 15:37-41). О необходимости для Бней Ноах
произносить эту молитву ежедневно, дважды в день - после утреннего
пробуждения и перед отходом ко сну -
пишет ХИДА. Эта молитва -
символ веры в Единого Творца и безоговорочного принятия на себя полной
Его власти. "Шма Йисраэль" можно читать и сидя, и стоя, и даже во время
ходьбы, однако для произнесения первой фразы "Шма Йисраэль, А-донай
Э-лоhэйну, А-донай Эхад" ("Слушай Израиль, Г-сподь - Б-г Наш, Г-сподь -
Один" - перевод с библейского) (Дварим 6:4) следует остановиться. Можно
читать "Шма Йисраэль" и лежа, но только на боку. Произнося слова "Слушай
Израиль, Г-сподь - Б-г Наш, Г-сподь - Один" (Дварим 6:4) закрывают
глаза, а веки прикрывают ладонью правой руки - чтобы полностью
отрешиться от окружающего и сосредоточиться на содержании произносимого,
отдавая себе отчет о смысле каждого слова. Подробнее...
Сразу
же после "Шма Йисраэль", следует чтение 100-го псалма "Мизмор Летода"
("Песнь во время благодарственного жертвоприношения" - перевод с
библейского) (Теиллим 100). Мудрецы приводят сравнение, дающее
представление о том, как следует читать "Мизмор Летода": как человек,
пересчитывающий драгоценные монеты, берет их по одной, разглядывает,
боясь ошибиться, так и молящийся должен следить за произношением каждого
слова и вдумываться в их смысл. Согласно обычаю, "Мизмор Летода" читают
стоя и во все дни, кроме субботы, восьми дней праздника Пэсах и его
кануна (14-22 нисана), двух дней праздника Шавуот (6-7 сивана), двух
дней праздника Рош а-Шана (1-2 тишрей), Йом-Кипура и его кануна (9-10
тишрей), двух первых и последнего дней праздника Суккот (15-16 и 22
тишрей) и праздника Симхат-Тора (23 тишрей) - поскольку сам псалом
соответствует приношению жертвы всесожжения, которое совершалось в Храме
ежедневно кроме вышеуказанных дней. К чтению этого псалма следует
подходить с особым трепетом, поскольку его прочтение заменяет принесение
самой жертвы, и Всевышний засчитывает прочитавшему его, как если бы тот
и в самом деле принес Ему жертву всесожжения. А поскольку эту
обладающую высокой святостью жертву разрешалось приносить не только
евреям, но и народам мира - один из Любавичских ребе Цэмах Цэдэк пишет,
что Бней Ноах обязаны произносить соответствующий ей псалом. Подробнее...
Произнесением
"Мизмор Летода" обязательные для Бней Ноах молитвы завершаются. С этого
момента можно приступать к активному дневному графику: завтракать,
собираться, отправляться на работу и т. п. Однако существует обычай,
согласно которому утром, после обязательных молитв принято прочитывать
псалом, порядковый номер которого соответствует возрасту молящегося.
Например, тот, кому исполнилось 24 года читает псалом 25-ый (поскольку
ему идет 25-ый год).
Обязательное благословение после еды
Позавтракав,
завершив ланч, пообедав, поужинав - просто закончив любую трапезу, даже
просто слегка перекусив - прочитывают обязательное благословение после
еды: "Барух Э-ль Олам, Шэахальну Мишэло" ("Благословен Б-г вселенной, от
щедрости Которого мы вкушали" - перевод с библейского). Не убирают со
стола хлеб и скатерть, пока не прочли это благословение. Хлеб, лежащий
на столе во время чтения благословения указывает на изобилие в доме:
здесь ели хлеб, и он еще остался. Это гарантирует изобилие в будущем,
притягивая благословение Всевышнего, которое не осеняет пустое место.
Известно, что произнесение этого благословения людьми очень способствует
возвращению
Шхины (явное раскрытие Б-жественного присутствия -
перевод с библейского) в этот мир и способствует исправлению страшных
последствий греха Адама и Хавы. Подробнее...
Вечерние молитвы
Вечером
еще раз полностью прочитывают молитву "Шма Йисраэль". Делают это после
ужина, закончив все возможные дела, перед самым отходом ко сну так,
чтобы сразу после прочтения молитвы переодеться в ночную пижаму и лечь
спать. Или - читают "Шма Йисраэль" уже будучи в постели. Говорят
мудрецы, что каждый, кто боится Всевышнего и заботится о собственной
душе, перед чтением "Шма Йисраэль" перед сном должен припомнить все, что
он делал в течение дня. И если он совершил какой-нибудь проступок,
пусть раскается от чистого сердца и примет на себя обязанность в
дальнейшем его не повторять. Особенно тщательно надо проанализировать
поступки, совершенные по отношению к ближнему (лесть, ложь, злословие,
зубоскальство и т. п.) Если же в течение дня кто-то обидел его или нанес
ему какой-либо ущерб, надо постараться простить этого человека от всего
сердца. Закончив чтение молитвы произносят: "Бъядха Афкид Рухи, Падита
Оти А-донай, Э-ль Эмет" ("В руки Твои вручаю я душу мою, Ты выкупил
меня, Г-сподь, Б-г истины" - перевод с библейского). После этого,
ложатся и засыпают.