Шалом хаверим,
на ету неделю изучается голова из Торы: Ваеце
Рекомендуемые сайты и материалы:
Рекомендую как основной материал для начальное ознакомление с Торы и регулярное еженедельное изучение от рава Зилбера, зацал.
Как и аудио курс по недельных глав от рав Зилбер
http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv_ogl.php
Коментарии сделаные как ежедневной коментарии и ето поможет те из форумчанов, которых захотели регулярно и ежедневно изучать Тору (рекомендую коментарии рава Ессаса и рава Акермана, очень часто они каббалистические).
Ваеце (рекомендую коментарии рава Левина).
Изключительно важной помоему коментар от Рабаша:
Отличие спора Якова с Лаваном от спора Якова с Эйсавом Вариант-2В Торе говорится, что в споре с Яковым Лаван сказал ему: "Дочери - мои, скот - мой, все, что есть у тебя - мое это!". В споре
же Якова с Эйсавом сказал Эйсав: "Есть у меня множество всего, да будет у тебя все, что твое".
Как Эйсав, так и Лаван являются клипот, нечистыми силами, т.е. еще неисправленными желаниями человека. И неисправленными мыслями тоже, потому что мысли в человеке появляются только в той степени, в которой они должны помочь желаниям
достичь желаемого.
И эти мысли и желания постоянно третируют желающего духовного роста. Посылаются они специально самим Творцом, чтобы заставить человека воевать с ними, как со своими. Но в результате борьбы человек осознает, что нет в нем сил самому преодолеть эти желания, а единственное решение - просить от этом Творца.
И этим Творец достигает своей цели -
чтобы человек вознуждался в Нем!!! - а уж тогда Он сможет дать человеку альтруистические намерения к его эгоистическим желаниям, т.е. поможет исправить их и даст в уже исправленные
желания наслаждения.
Сам человек - нейтральное существо, только ощущающее, что в него вкладывается свыше. Причем человек не ощущает, что в него кто-то вкладывает его желания, стремления, мысли - ему кажется, что это он сам так думает, желает, стремится. И это оттого,
что не ощущает источника всего происходящего с ним, не ощущает Творца. У начинающего каббалиста, также как у обычного человека, еще отсутствует ощущение Творца, и поэтому он воспринимает подступающие к нему помехи, мысли о ненужности заниматься Каббалой и пр. как его личные, а не посылаемые Творцом.
Если приходят помехи типа "Лаван", то они, эти мысли, говорят человеку, что все равно он не может совершать никаких
духовных поступков, что только единицы достигают духовного, что он слабее других, ни семья, ни окружающие, ни работа
не позволят ему достичь духовного, он должен обеспечивать семью - и так постоянно эти мысли одолевают его. Этим
клипа держит человека и не позволяет ему заниматься вечным и самым необходимым.
Человек обязан ответить на это своему телу и мыслям, что все возражения против духовной работы правильны, что тело,
родня и весь мир совершенно правы в том, что нет никакого смысла заниматься Каббалой. Так действительно это
представляется в эгоистических понятиях человека, а большего он осознать не в состоянии ввиду отсутствия в нем духовных
свойств. Эта клипа называется "ничтожность", по тем мыслям, которые вызывает.
Но - отвечает он на возражения тела - он считает, что это Творец специально посылает ему помехи именно для того, чтобы отогнав
эти мысли, духовно подняться. И кроме того, если он должен достичь того, чтобы делать все ради Творца, то какое ему
дело до того, что получится от его усилий, результат его вообще не интересует, а только само действие ради Творца.
Но если, преодолев эти помехи типа "Лаван", человек учит Каббалу, думает о духовном, прилагает усилия прибыть на занятия и
пр., то является к нему иная клипа - помехи типа "Эйсав". Появляются в нем мысли: "Какой я все таки особый, смог
все преодолеть и насколько я выше других, по сравнению с ничтожными окружающими, даже с теми, с кем я занимаюсь - нет в них
такой силы воли, как у меня, преодолеть все препятствия, не стоят они того, чтобы я сближался с ними." Эта клипа называется
"Гордость", по тем мыслям которые вызывает.
Но если человек отвечает, что он нисколько не лучше других, а то, что делал ради себя, поэтому он хуже других, которые не знают,
для себя или не ради себя они поступают.
Правильный выход человека из власти любых помех в том, что в человеке появляется необходимость обращения за помощью к Творцу.
И так на каждой ступени духовной лестницы, т.е. в каждом своем состоянии человек обязан контролировать свои мысли и отличать: а не клипа ли сейчас в нем диктует его мысли и действия. Вообще намерение, т.е. мысли и действия ради Творца, могут быть только в той мере, в которой человек возвеличивает Творца.
А для этого необходимо ощущение Творца. Поэтому все усилия человека должны быть направлены только на то, чтобы ощутить
величие Творца, тогда в мере этого он начнет изменять свои намерения и начнет входить в духовный мир.
Но проблема в том, что все может делать человек, кроме как прилагать усилия для возвеличивания Творца в своих глазах.
Потому что как только ощущает себя в состоянии духовного подъема, немедленно понимает, что стоит заниматься духовным,
потому что ощущает важность духовного против материального.
Поэтому подъемы и падения по лестнице не в ощущениях человека, а в мере важности духовного, т.е. желания отдавать. А
проверка - духовны или материальны желания человека, т.е. ради Творца или ради себя он действует, в том, что если
человек действует духовно, то заинтересован не результатом, а самим действием, и поэтому не может клипа указывать ему,
что не стоит прилагать усилия, и не может убедить его в том, что стоит заняться более подходящим делом. Потому что в
случае духовной работы человек думает только о приложении себя, а не о выигрыше. А поскольку нет связи с собой, то нет
места помехам.
Сжатое толкование с много гиматрии по начало недельной голове Торы, Ваеце:
И увидел (Яаков) сон. Сон на иврите - халом. Общее числовое значение букв этого слова (гематрия) равно гематрии выражения «это было пророчество».
И вот, лестница. Лестница на иврите - сулам. Гематрия этого слова равна гематрии выражения «это - кисэ а-кавод».
Теперь Яакову покажут фундамент еврейской жизни.
Вернемся опять к слову лестница (сулам). Та же гематрия и у слова Синай. На горе Синай Творец дал нам Тору. В чем идея Торы, ее «концентрат»? - В служении Творцу. Собственно, для этого мы и существуем.
Та же гематрия у слова - коль (голос). Голос молитвы, голос служителей в Храме. Храм - символ реального служения Творцу. Если в слове сулам поменять местами буквы корня, получится слово семель - символ.
И вот лестница поставлена. Гематрия этих слов равна гематрии слова кевеш - пандус (наклонная плоскость), по которому
поднимались служители в Храме (коэны), чтобы совершить предписанные Торой действия с приношениями (корбанот) на
специальном сооружении (мизбеахе).
Поставлена на земле. Кевеш упирался в землю. Но достигает Неба. Огонь и дым мизбеаха поднимаются вертикально вверх. По
свидетельству Устной Торы, в Первом Иерусалимском Храме дым и огонь не отклонялись в стороны, даже если дул ветер.
Это наглядно демонстрирует духовную истину: молитвы (голос - коль), действия евреев и коэнов, в частности, поднимаются к кисэ
а-кавод.
Показали Яакову и коэнов. И вот посланники. Переставив буквы этой фразы на иврите, получаем выражение «это - коэны».
Однако каждый еврей и весь народ совершают ошибки, в их судьбе бывают подъемы и падения.
Посланники поднимаются и опускаются.
В чем коренятся ошибки?
Переставив местами буквы в корне слова сулам (лестница)мы получили слово семель (символ). В нем содержится намек на
служение чужому мировоззрению (всяческим «измам»). А это ведет к трагедиям, к галуту - изгнанию.
В нашей истории - четыре галута,. Их именуют по названиям четырех Империй, которые (на земном уровне) управляли
жизнью сыновей Яакова: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.
Поднимаются и опускаются. Гематрия этих слов равна общей гематрии названий: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.
Последний галут продолжается 1900 лет. Закончится ли он когда-нибудь? И вообще - известно ли нам, что План будет реализован?
И вот лестница. Гематрия этих слов равна гематрии выражения «и завершено». Яакову показали завершение мировой истории - в
соответствии с Планом Творения.
Но завершению непременно должно предшествовать Начало. Основы этого начала - еврейского народа - предстоит
заложить Яакову.
источник
хорошие видео коментарии по недельной голове от рав Левин
есть и вторая част!
тоже обсуждается ВОПРОС что християнство ИДОЛОПОКЛОНСТВО!
из коментар Рабаша, зацал по Ваеце:
Путь, по которому поднимается человек, называется "Сулам" - "лестница".
Стоит она на земле, на самом низу, ниже которого нет места, т.е.
состояния человека. В этом состоянии человек рождается - с самыми
плохими своими качествами, совершенный эгоист. Духовно такое состояние
находящихся на земле - "арэц", от слова "рацон" - желание, т.е. человек
является рабом своих естественных эгоистических желаний. Арэц также от
слов "ани роцэ" - я желаю.
Но вершина этой лестницы достигает небес. Т.е. задача человека -
достичь свойств неба. Но поскольку желания в человеке не меняются,
только по мере того, как он в состоянии их исправлять, он обнаруживает
в себе все более грубые эгоистические желания, то как же он может
вообще приподняться со своего места на земле, не говоря уже о том,
чтобы стать по свойствам подобным Творцу?
Дело в том, что нет совершенно никакой необходимости менять свои
желания на желания Творца, да это и невозможно. Необходимо только
пользоваться ими для отдачи, как делает это Творец. Желание Творца -
только отдать всё наслаждение человеку. Но поскольку человек не
является Творцом, а творением, то его единственное желание -
"получать", которое создал в нем Творец.
Необходимо только получать, потому что этим услаждаешь Творца, и
тогда человек становится подобным по намерению Творцу. А намерение -
это самое главное, потому что определяет положение человека, находится
ли он своими свойствами в этом мире или в духовном и, соответственно,
ощущает только этот мир или еще и духовный.
Но только по мере своего подъема по лестнице "к небу", т.е. к
альтруистическим свойствам, человек осознает ничтожество своих
природных эгоистических желаний, только в свете Творца можно увидеть
истинное свое состояние.
Поэтому если человек вдруг обнаруживает себя упавшим в своих
намерениях, желаниях, он должен понять, что это, в общем-то, подъем в
его осознании, что это - предварительная стадия более высшей духовной
ступени. Что следующей стадией будет получение свыше силы, чтобы и эти,
новые в нем эгоистические желания обратить в альтруистические и т.о.
подняться на эту более высокую ступень.
На языке каббалы самая нижняя ступень лестницы называется "малхут" -
желание только получать наслаждение, а самая верхняя ступень называется
"кетер" - желание только отдавать, свойство Творца. Если человек
поднимает свое свойство малхут до уровня кетер, то он все свое
эгоистическое желание обращает на отдачу и потому становится равным
Творцу по намерению, а по действию - во много раз больше, потому что
использует свои желания получать на отдачу.
Т.о. хотя ноги человека остаются стоять на земле, он не в состоянии
убежать от своих желаний, но его голова - в небе, потому что все его
мысли и намерения в духовном.
Поэтому сказано в Торе, что по этой лестнице видит яков, как поднимаются и спускаются
ангелы. Ангелом называется духовное желание, сила, которая желает
только выполнять желание Творца. Если человек желает быть ангелом, все
свои желания поставить на отдачу, как Творец, он вначале поднимается, а затем, в мере своего подъема спускается, видит свои неисправленные свойства и исправляет их.
Удача и пусть Творец помогает всем прямодушным!