Меири[4],
комментируя вышеупомянутый отрывок из Талмуда, добавляет, что бен-ноах,
изучающий
тору, чтобы постигнуть ее глубину и исполнять ее заповеди (в
т. ч. даже те, которые не являются обязанностью бней-ноах), делает в
высшей степени достойную вещь. Однако, тот кто учит
тору, специально,
чтобы найти в ней противоречия, выискать в ней истоки
«человеконенавистничества» (о котором любят говорить современные
антисемиты), и, вообще, подходящий к ней с неверными нечистыми
намерениями – о нем говорит Талмуд, что его постигнет смерть от Руки
Небес (т. е., смерть духовная, а, возможно, и физическая). И, вместо
того, чтобы это учение принесло пользу ему и другим, оно может
обернуться для него глубочайшим духовным кризисом…
Поэтому, изучающий
тору должен обратить внимание, что слово
тора (תורה) на иврите является однокоренным со словом להורות – «показывать»,
указывать путь. И это само по себе обязывает человека к тому, что цель
ее изучения – приблизиться к Творцу, понять, как ему прожить в этом мире
так, чтобы быть достойным того предназначения, ради которого его душа
пришла в мир. Невозможно учить
тору просто как некую мудрость, пусть
даже и Б-жественную; следует подходить к
торе прежде всего с желанием на
деле, на практике исполнять ее заповеди. Поэтому сказали мудрецы в
Талмуде (трактат «Йевамот», лист 109): «Тот, кто говорит, что нет у него
ничего, кроме
торы (т. е. в виде «чистого» знания, не подкрепленного действием) – нет у него даже
торы.» Смысл этого талмудического изречения в том,
что недостаточно учить лишь для того, чтобы ознакомиться с мудростью
Творца и Его заповедями; очень важно именно желание строить свою жизнь в
соответствии с этими заповедями. Ибо тот, кто лишь прочитывает
тору ради «спортивного» интереса – неспособен достигнуть правильного
понимания; ведь многие важнейшие заповеди не написаны в
торе прямым
текстом, а лишь намеком в виде некоей добавочной или отсутствующей в
слове буквы, и тому множество примеров.
Представим себе человека со стороны, попавшего на место
археологических раскопок. Он может крайне удивиться, увидя известных,
уважаемых ученых, профессоров и академиков, ползающими по земле в
поисках каких-то жалких черепков.
И еще более удивит его радость, которой светятся лица ученых, когда
они находят эти черепки, разглядывают их, показывая друг другу. Однако
тот, кто сведущ в археологии знает, что эти неказистые на первый взгляд
находки могут быть поистине бесценными. Неказистые на первый взгляд
черепки могут привести к выдающимся открытиям в истории всей
человеческой цивилизации.
Точно также и тот, кто будет читать нашу книгу только лишь из
познавательного интереса – возможно, найдет в ней много странного или
неинтересного; лишь тот, кто обращается к ней для того, чтобы найти путь
к духовному совершенству, удостоится открыть для себя множество новых
горизонтов, найти путь к гармонии с Творцом, с самим собой и окружающими
людьми.
Любая наука основывается на каких-то аксиомах, принимаемых изначально
и безоговорочно. Для того, кто не принимает аксиом, все остальное –
лишено смысла. Так и читатель нашей книги должен принять для себя (для
начала, хотя бы, гипотетически) три аксиомы:
- Вс-вышний – Творец всего сущего;
- Он видит действия всех Своих созданий, Он награждает творящих добро и наказывает творящих зло;
- Вс-вышний даровал миру тору, которая есть Книга для всего
человечества; при этом народу Израиля Он заповедал выполнять 613
заповедей, а всем остальным людям – прежде всего, семь заповедей
потомков Ноаха (Ноя), которые включают в себя основы веры в Единого
Творца и общечеловеческие морально-этические нормы.