Составитель рав Зелиг Плискин
Законы лашон-ара
(о злословии)
Практическое руководство,
изложенное по книге "Хафец Хаим"
рабби Исраэля Меира Акоэна из Радина
1. Не слушайте лашон-ара
Тора запрещает слушать лашон-ара, даже если слушатель не доверяет тому, о чем ему рассказывают.
2. Не верьте злословию
Вы всеми силами стремитесь не слушать лашон-ара. Однако, иногда так случается, вы его слышите против своей воли. Не всегда можно встать и уйти, покинув собеседника. Но даже если вы случайно услышали злословие - не верьте ни одному слову! Не меняйте своего мнения о человеке на основании услышанного о нем лашон-ара. Ни при каких обстоятельствах не нарушайте запрета верить ла…шон-ара. Даже если вслух вы не выразите свое согласие, но в душе поверите злословию - вы нарушите запрет. Тем более запрещено соглашаться с говорящим, иначе на вас сразу ляжет двойная вина - верить лашон-ара и произносить его.
. Принятие факта, но не принятие его негативного смысла
Факты - вещь упрямая; порой не согласиться с ними просто невозможно.
Однако, поверив не слишком лестной информации о ком-либо, мы должны истолковать ее так, чтобы она утратила свой негативный смысл. Всегда пытайтесь найти оправдание тому, о ком говорят.
Допустим, нам сообщают некие порочащие факты про другого человека. Вот примеры оправдыв…ающих моментов, которые могли иметь место в действительности:
а) ситуация была такой, что совершенное действие можно считать разрешенным;
б) поступок был совершен нечаянно;
в) человек не осознавал, что нарушает запрет;
г) вероятно, высказывание процитировали из чужого сообщения, вырвав его из контекста, поэтому оно приобрело дурной смысл.
Но если оправдание найти невозможно, следует признать, что говорящий либо ошибается, либо говорит неправду.
4. Выслушивание лашон-ара в случае, когда спрашивающий нуждается в информации
Человек имеет право слушать высказывание другого человека о третьем, если он нуждается в объективной информации по важному для себя вопросу (например, в случае вступления в компаньоны или при устройстве брака). Но при этом он должен помнить, что запрещено принимать порочащие чужую честь слова за полную и несомненную пр…авду. Полученную информацию он может использовать в своем деле по усмотрению - с осторожностью, но не делая вне того дела никаких других выводов.
Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение ("смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз", "он хороший человек, но испытай его деловые качества", "поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает").
5. Ограничения к предыдущему пункту
Иногда случается, что у нас появляется острая необходимость выслушать неблагоприятную информацию о ком-то. Мы имеем право выслушать ее только при соблюдении следующих условий:
а) Тот, кто нам эту информацию дает, должен руководствоваться соображениями необходимости, но без эмоций и привнесения личного момента. Если он говорит не для пользы дела, а в силу своего чувства неприязненности по отношению к тому человеку, то мы рискуем нарушить еще один запрет: "Не ставь препятствия перед слепым". Ибо мы толкаем человека на оговор того, кого он не любит.
б) Мы не нарушили запрета, если услышали злословие, которое началось до того, как мы присоединились к группе разговаривающих. Ведь разговор начался не по нашей инициативе! (И все равно, лучше в таких разговорах не участвовать даже пассивной стороной.)
6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара
Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у… говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?
Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать - однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными - но не более того.
Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, "сотрясти воздух" (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.
Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: "Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался". Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!
7. Вредно внимать злословию
Случается, что человек не верит злым рассказам, которыми окружающие пытаются загрязнить его сознание. Но что можно поделать против злых языков? Наш мученик стоит и героически молчит, пока на него выливают ушат злословия, мечтая про себя, когда наконец говорящий умолкнет. Но тот, видя, что ему внимают, продолжает произносить лашон-ара, и конца этой неприятной беседе не… видно. Надо иметь мужество осадить рассказчика, резко сказав ему, что его речи никто слушать не хочет, что у слушателей нет желания слушать о том, чего они сами не видели, или хотя бы показать своим лицом, жестом, мимикой, что вам неприятна эта ситуация, что вы испытываете неудовольствие и что пора прекратить злословие. Иногда людям надо дать понять, что, клевеща на других, они позорят в первую очередь себя.
8. Слушать с целью оправдать
Если вы можете вступить в спор с тем, кто произносит лашон-ара, и отстоять достоинство человека, которого при вас поливают черной краской, вы тем самым выполните важную заповедь. Для этого иногда надо выслушать всю историю до конца - чтобы затем опровергнуть ее, вернув человеку поруганное достоинство.
Оправдать человека, вступиться за него - лучшее, что можно сделать…, если вы случайно услышали лашон-ара. Однако, если говорящий относится к тому типу людей, которые терпеть не могут возражений, если ваша попытка защитить объект его рассказа может вызвать с его стороны лишь еще больший приступ желания опорочить того человека, - лучше смолчать. Но если при рассказе, кроме вас, присутствуют другие люди, то, по крайней мере, попытайтесь обелить пострадавшего от наговора, после того как рассказчик удалится.
9. Успокойте произносящего лашон-ара
Существует еще один случай, когда выслушивание злословия оборачивается выполнением заповеди. Касается он ситуации, когда говорящий обижен и ему хочется поделиться с другими своим горем. Кто-то его задел, уязвил его самолюбие, нагрубил; он жаждет высказать все, что у него наболело на душе, ему надо выплеснуться - и тогда ему станет легче. Он выбрал вас. Вы - е…го поверенный, которому он решил доверить свою тайну. Другим он не доверяет. В одном вас он ищет поддержки. Только перед вами изольет печаль сердца и не станет ничего рассказывать другим. (А эти другие, заметьте, могут ему поверить?) Не подводите его - выслушайте и успокойте. Но без нравоучений - по крайней мере, пока обида в нем не прошла, не успокоилась.
Важное условие: никому не передавайте то, что вы от него услышали. И еще одно условие, может быть, главнее первого: вы ни в коем случае не должны верить в то, что только что услышали!
10. Упрекните злословящего
Представьте себе картину: вы оказались в компании, которая оживленно злословит. Что делать? Знайте: вы обязаны упрекнуть их, пристыдить если можно; остановить. Нельзя только - смолчать. Не забывайте: если вы смолчите, то станете соучастником в их грехе!
11. На ваш упрек не обращают внимания
Новая картина: окружающие наперебой произносят лашон-ара, как бы состязаясь друг с другом. Вы уверены в том, что они не прореагируют на ваши упреки. Тем не менее, вы обязаны предостеречь их! Иначе ваше молчание будет воспринято как знак согласия. Поэтому вы обязаны попытаться защитить человека, даже если знаете, что ваша попытка окажется тщетной.
Считается, …что для человека, совершившего грех, лучше об этом не знать. Потому что наказание за осознанное нарушение выше того, что полагается за проступок, совершенный по незнанию. Но в нашем случае это положение неприменимо: запрет произносить лашон-ара в Торе изложен ясно и четко.
・ Раввин Г., авторитетный ученый и известный талмудист, стоял в очереди на посадку в самолет. Продвигалась очередь медленно, и люди, стоявшие за ним, принялись, от нечего делать, высмеивать других. Раввину Г. их поведение показалось настолько отвратительным, что он было решил пресечь их разговоры. Но потом подумал, что, скорее всего, они его не послушают, а потому продолжал стоять и молча терпеть. Вдруг его фамилия прозвучала по местному вещанию: администрация просила пассажира Г. подойти к стойке регистрации для оформления какого-то талона. Облегченно вздохнув, раввин выскочил из очереди. Как только он удалился, один из стоявших заметил: "Не думаю, что мы вели себя достойно. Но страшного, скорее всего, ничего не произошло. Уважаемый раввин Г. стоял рядом с нами и ни разу не сделал замечания".
12. Уйдите!
В вашем присутствии раздраженный, озлобленный человек поливает кого-то грязью. Вы твердо знаете, что в ответ на ваш упрек он разойдется еще больше. Поэтому можете воздержаться от упрека! Но как тогда оградить себя от нарушения запрета? Решение проблемы: просто уйдите.
13. Когда слушать лашон-ара все же приходится
Злословие в нашей жизни вездесуще. Предположим, сложилась ситуация, когда вам, с одной стороны, некуда уйти от произносящих лашон-ара, а с другой стороны, нельзя демонстративно заткнуть уши. Не унывайте - есть выход. Попытайтесь выполнить три условия, изложенные ниже, и тогда вы не преступите запрещения слышать лашон-ара:
а) примите твердое решение н…и за что не верить тому, что слышите;
б) попытайтесь ощутить досаду по поводу того, что вам приходится выслушивать;
в) не выражайте внешне своего согласия с говорящими; и во всех случаях, если возможно, выразите свое неудовольствие вслух или хотя бы при помощи
14. Не слушайте злословие умышленно
В предыдущем пункте рассказывалось о крайнем средстве в ситуации, когда не в наших силах избежать прекращения чужого злословия. Но если есть малейшая возможность избежать опасности и мы этой возможностью пренебрегаем (например, можно выйти, но почему-то не выходим), то мы виновны в нарушении того, чему учат мудрецы. Ибо, даже если мы не верим злословящим и не …принимаем участия в их разговоре, надо срочно покинуть их компанию. Нельзя присоединяться к людям даже тогда, когда они не начали произносить лашон-ара, но нам отлично известно, что через несколько минут они приступят к своему любимому занятию - злословию.
15. Слушатель знаком с рассказом, но от него скрыт унижающий кого-то смысл происшедшего
Предположим, мы знаем о некотором эпизоде, в котором участвовал наш знакомый. Ничего постыдного для него в той истории мы не находим. И вдруг мы слышим тот же рассказ от кого-то другого, но в версии, согласно которой выходит, что наш знакомый вел себя неправильно. Если, выслушав рассказ, мы примем новую интер…претацию - во вред тому, о ком говорят, мы нарушим сразу две заповеди: запрет на лашон-ара и заповедь "Справедливо суди своего ближнего".
16. Не верьте злым рассказам о богобоязненном человеке
Злословить в адрес благочестивого человека - еще более серьезное нарушение, чем если бы речь шла об обычном еврее, соблюдающем заповеди.
.17. Общее правило: не слушать и не верить злословию
Заявление, которое запрещено распространять, из-за того что оно содержит лашон-ара, запрещено слушать, а если мы невольно его услышали, то и верить ему.
Под запрет попадают заявления о неправильных действиях окружающих и отрицательных чертах их характеров, об отсутствии у них интеллигентности, о нехороших чертах их родителей и т.п..
Не имеет зн…ачения, в каком виде злословие распространяется - устно или письменно, знаками или намеками, - зло всегда разнообразно, а наказание неотвратимо.
18. Будьте осторожны!
Вы общаетесь с человеком, о котором слышали (против своей воли) дурные слова. Само собой разумеется, вы не поверили злословию. Но вы должны быть осторожными, чтобы предохранить себя от возможных потерь.
Помните: человек, о котором говорят дурно, имеет презумпцию невиновности (на иврите - хезкат кашрут). Вы не имеете права подвергать его серьезным сомнениям до тех пор, пока е…го вина не будет доказана. Нельзя уважать его меньше, чем ранее, из-за того что кто-то о нем что-то сказал. Также нельзя приводить его в замешательство, намекая на услышанное вами.